Индейцы северо запада

Список источников информации

При подготовке материалов для раздела сайта «Индейцы северо запада»

Были использованы следующие источники:

  • Boas, Franz and Hunt, George. Kwakiutl Texts. Second Series. Publications of the Jesup North Pacific Expedition, vol. 10. Leiden: E. E. Brill, 1906.
  • Boas, Franz. Primitive Art. New York: Dover Publications, Inc., 1955.
  • Drucker, Philip. “The Northern and Central Nootkan Tribes.” U.S. Bureau of American Ethnology, Bulletin 144. Washington, D.C.: U.S. Bureau of American Ethnology, 1951.
  • First Annual Collection ‘Ksan 1978 Original Graphics. Vancouver, B.C.: Children of the Raven Publishing Inc., 1978.
  • Garfield, Viola E. and Forrest, Linn A. The Wolf and the Raven: Totem Poles of Southeastern Alaska. Seattle: University of Washington Press, 1948.
  • Holm, Bill. Northwest Coast Indian Art: An Analysis of Form. Seattle: University of Washington Press, 1967.
  • Northwest Coast Indian Artists Guild 1977 Graphics Collection. Ottawa: Canadian Indian Marketing Services, 1977.
  • Northwest Coast Indian Artists Guild 1978 Graphics Collection. Ottawa: Canadian Indian Marketing Services, 1978.
  • Swanton, J.R. “Tlingit Myths and Texts.» U.S. Bureau of American Ethnology, Bulletin 29. Washington, D.C.: U.S. Bureau of American Ethnology, 1905.
  • Swanton, J.R. «Contributions to the Ethnology of the Haida.» American Museum of Natural History Memoirs 5. Part 1. New York: American Museum of Natural History, 1905.
  • Wingert, Paul S. American Indian Sculpture, a Study of the Northwest Coast. New York: J.J. Augustin Publishers, 1949.
  • Читать далее

    Направления в культуре индейцев

    Тлингиты

    Северными соседями жителей хайды, с которыми те торговали и имели много общего, были тлингиты Аляски. Их изобразительное искусство, особенно рисунки на плоской поверхности, во многом напоминало народ хайда, поэтому творческие работы их обоих часто обозначаются общим термином «художественный стиль северного тихоокеанского побережья». Читать далее

    Направления в культуре индейцев

    Хайда

    Слова «монументальный» и «классический» часто используются при описании искусства племени хайда. Массивные резные тотемные шесты излучают мощь и силу, намек на которые прослеживается даже в их миниатюрных копиях, сделанных из глины. Читать далее

    Направления в культуре индейцев

    Ксан

    Деревня Гитксан в верховьях реки Скина, недалеко от Хейзелтона в Британской Колумбии, стала местом расположения крупного художественного центра по обучению индейцев северо-западного тихоокеанского побережья художественным навыкам и стилистическим основам искусства их предков. Творчество нового поколения отражает возобновление старых традиций и формирование сплоченной народности с твердой приверженностью своей самобытности. Читать далее

    Трактовка индейцами изображенных сюжетов

    Человек

    Хотя резьба по дереву может воплотить в себе целые человеческие фигуры, плоские расписные рисунки до недавнего времени иллюстрировали усеченные или сильно искаженные образы людей. Такие человеческие изображения часто были фрагментарными, показывая просто лицо, или лицо с руками, как в сюжетах превращения. Чтобы оживить старые легенды, современные художники в некоторых регионах создают новую традицию, используя людей в качестве основного объекта. Читать далее

    Трактовка индейцами изображенных сюжетов

    Узоры на коробках

    Некоторые резные и расписные коробки, сделанные из гнутой древесины, а также сундуки индейцев северо-западного тихоокеанского побережья считаются одними из самых искусных и красивых объектов их культуры. Многие из них украшены образами различных персонажей, чья голова располагается на передней стенке, а хвост  – на задней. Такое изображение гербовых элементов было наиболее сложным из всех видов живописи. Все эти узоры имели четкую композицию: спереди верхнюю половину коробки занимала большая голова, с ушами, расположенными по углам, туловище заполняло центральную часть, а передние ноги (или руки и ладони) изображались по бокам. Остальная часть фигуры часто продолжалась на обратной стороне, демонстрируя хвост и задние лапы с большими овоидами, служащими обозначением тазобедренных суставов. Читать далее

    Трактовка индейцами изображенных сюжетов

    Солнце

    Когда-то весь мир был во тьме, потому что могущественный вождь прятал солнце в коробке. Хитрый Ворон обманом выкрал светило из его дома, пробрался через дымоход и полетел с ним в небо. Доказательством этой истории является солнце, которое светит там и по сей день. Читать далее

    Трактовка индейцами изображенных сюжетов

    Комар

    Комар
    129 «Комар» Уолтера Харриса имеет клювообразный хоботок с зубами, двойные крылья, туловище и ноги насекомого. Небольшая голова изображена на теле, поглощаемом огнем. Один из языков пламени представлен как ворон с огнем в клюве, поскольку именно эта птица когда-то принесла его людям. (племя Ксан)

    Иногда комара можно увидеть вырезанным на тотемном столбе; его основным  характерным признаком, как правило, является длинный хоботок.

    По легенде цимшиан это надоедливое насекомое когда-то имело довольно  крупные размеры и было ростом с человека. В одном из сказаний женщина, чей ребенок был убит кровососущим комаром, спряталась на ветке дерева, нависающего над озером. Вождь комаров приблизился к озеру, но увидел только ее отражение. Разъяренный из-за того, что она высмеяла его длинный хрустальный нос, он нырнул в воду в попытке ей отомстить, но, не найдя ее, вышел на берег, где Северный ветер заморозил его до смерти. Женщина сожгла его тело, но нечаянно вызвала взрыв, после которого в воздух поднялся пепел и превратился в тысячи мелких комаров. По сей день они остаются маленькими, но сохраняют свои кровососущие привычки. Читать далее