Извивающиеся  змеи, буревестники, поедающие китов, двуглавые морские змеи и животные, которые превращаются в людей, являются одними из многих колоритных существ, которые украшали предметы быта, а также ритуальные принадлежности индейцев Северо-западного побережья. Динамичная образность этих народов, выраженная в ритмичном и сложном стиле, сформировала одну из самых выдающихся мировых художественных традиций. Такое искусство наполнено жизненной силой и глубоким смыслом для тех, кто действительно интересуется этой древней культурой.

Двумерность в творчестве индейцев
3 Шляпа из елового корня с изображением медведя (племя хайда). Музей столетия Лэнгли.
3 Колыбель племени квакиутл: резьба и роспись фамильным гербом. В изножье находится образ медведя, в изголовье – луны. Одна боковая сторона украшена двумя изображениями морских львов, на другой можно увидеть косатку. Музей столетия Лэнгли.
4 Несмотря на очертания, характерные для племени хайда, это каноэ было сделано народом квакиутл. Вырезанное животное на носу служит главной смысловой фигурой, а нарисованные касатки украшают оба борта. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк

В прошлом социальный и духовный уклад жизни индейцев находил визуальное отражение в их искусстве. Его отпечаток носили тотемы и сваи домов, помеченные гербами их владельцев; причудливые маски и ложки из рога козла с замысловатой резьбой; ступки для табака, высеченные из камня; изящные подвески, сделанные из кости или оленьего рога; великолепные, головные уборы с горностаевой отделкой и пряслица, украшенные резными символами с обеих сторон. Являясь превосходными мастерами трехмерной скульптуры, индийские художники также работали и с плоскими поверхностями, используя кисть и пигмент для придания эстетичности предметам повседневного обихода. Большинство этих работ заключалось в изображении гербов их владельцев и часто отображало родословную, богатство и статус хозяина. Некоторые из них имели еще и мифическое или духовное значение. Вероятно, очень немногие рисунки имели лишь одну декоративную ценность, хотя можно точно судить о склонности племен к украшению объектов, судя по его обильному наличию.

Так, росписью отделаны каноэ, весла, искусно сплетенные шляпы и корзины, посуда, ложки, коробки, барабаны, погремушки, сидения вождей, парадная одежда и шаманские обереги. Некоторые из лучших образцов графического искусства можно увидеть на расписных коробках и сундуках из гнутого дерева, используемых для хранения регалий вождей и для важных захоронений. Гладкая, прямоугольная форма боковых сторон коробок, вертикальных или горизонтальных, когда-то служила отличным «холстом» для кисти художника.

Наиболее часто использовались красный и черный цвета, хотя в некоторых районах также встречаются сине-зеленый, а иногда и желтый. Красный цвет получали из красной охры, твердого глиноподобного минерала, и, вероятно, из гематита, в то время как черный добывали из древесного угля, графита или бурого угля. Эти материалы измельчали в порошок и смешивали со связующим веществом. Для этого сушеную икру лосося растирали в измельченной кедровой коре, которая задерживала оболочки икринок, позволяя смоле смешиваться с жировыми каплями. Полученную жидкость сливали в каменную палитру или миску для краски и смешивали с порошкообразным пигментом до нужной консистенции. Позже, наличие промышленных красок позволило проводить эксперименты с другими цветами.

Животные в изображениях
5 Изображение косатки на усыпальне племени тлинкитов, расположенной в городе Ситка штата Аляска. 6 «Косатка и тетерев», автор Рон Себастиан (племя Ксан). 7 «Гитксан, исполняющий танец Ворона», автор Вернон Стивенс (племя Ксан)

Кисти разных размеров изготавливали из шерсти животных (часто дикобразов), привязывали к плоскому концу круглой деревянной рукояти и отрезали под определенным углом. Как и нож резчика, кисть была обращена к телу, а не от него. Художник использовал край кисти для контуров, а всю поверхность щетинок для заливки. Шаблоны, вырезанные из шкуры или кедровой коры, служили подспорьем для прорисовки определенных фигур, а также обеспечивали единообразие в симметричном дизайне.

Изготовление и роспись предметов домашнего обихода и церемониальных принадлежностей были практически заброшены по мере распространения и закрепления новой культуры в XIX веке. Миссионеры и школьные учителя усердно трудились над тем, чтобы старые порядки были забыты, а запрет потлача Федеральным законом нанес окончательный и самый разрушительный удар. Но с возрождением искусства коренных индейцев в конце 1960-х годов и его быстрым развитием в 1970-х годах художники обнаружили еще одну сферу, в которой можно было воплотить свои таланты, благодаря чему создали предмет домашнего обихода, неизвестный ранее. Их открытием стала шелкография, а новым бытовым объектом оказалась фотография, которую можно было повесить на стену. Фамильные гербы и изображения мифических существ родом из древних легенд теперь многократно воспроизводились на бумаге. Общественное признание самобытного искусства росло, и некоторые художники начали зарабатывать на жизнь продажей своих гравюр и других работ. По мере того, как новое осознание скрытой мощи старой культуры распространялось вдоль побережья подобно наводнению, возрождение потлачей, народных танцев и ритуалов снова требовало от художников создания соответствующего оформления. Эта деятельность вдохновляла многих молодых людей заниматься творчеством. Расширилось производство накидок чилкат, для которых требовалось двухмерное изображение семейных гербов, появился спрос на ритуальные костюмы, барабаны и погремушки. На потлач стали дарить предметы, украшенные шелкографией. Для этой церемонии специально разрабатывали и печатали приглашения. Двухмерное искусство вернулось и «расцвело» с небывалым размахом.

Своей парадигмой искусство индейцев тихоокеанского северо-западного побережья обязано общей системе принципов проектирования. В зависимости от того, как они используются, изображаемый герб или характерный узор могут выглядеть максимально реалистично и быть легко узнаваемыми или же, подвергшись переплетению, стать достаточно сложными для понимания. Более того, любой персонаж может оказаться абсолютно неузнанным из-за перестановки его анатомических частей.

Линейные элементы изображений
8 «Морская собачка», автор Фил Джанзе. Образ имеет структуру, характерную для племени Ксан. 9 Та же морская собачка, изображенная лишь контурными линиями. 10 Часть контура рисунка, демонстрирующая, как линии меняют толщину и направление и сужаются в местах соединения. 11, 12 Части двух разных изображений с использованием T- и Y-образных элементов, а также форм круга и полумесяца

Изучение отдельных элементов, часто используемых в художественных работах, и выявление того, как эти детали объединены между собой, позволит нам выделить базовые основы этого искусства. Возможно, нам не удастся полностью постичь внутренний смысл всех образов, но, научившись распознавать их, мы сможем оценить творческий потенциал художников и отдать дань уважения великим культурам, которые подарили их миру.