Изобразительное искусство

Юго-западные территории Северной Америки

Искусство жителей юго-запада США, как в первобытные времена, так и в период современной истории, можно рассматривать как единое целое. Несмотря на то, что определенные различия между племенами, территориями и периодами существуют, наблюдается определенная преемственность между древними и более поздними жителями этого района, которая часто проявляется в мифах и легендах или национальных обычаях и свидетельствует о сходстве в их культуре и быте. Одной из ярких на сегодняшний день характеристик народа пуэбло является ярый консерватизм; в сочетании с относительной изоляцией до недавнего времени, несмотря на испанские военные и религиозные завоевания, он в значительной степени объясняет долговечность традиций и уклада жизни этих племен. Часть культуры пуэбло, какой мы ее знаем, безусловно, является самобытной, хотя ее основы могли зародиться и в других местах; вместе с тем, ни одно племя пуэбло, существующее в наши дни, не может с уверенностью утверждать, что оно унаследовало обычаи или мировоззрение других народов, находившихся за пределами весьма ограниченной территории. Читать далее

Изобразительное искусство

Северо-западное тихоокеанское побережье, Аляска и арктические регионы

Народы в этом разделе сгруппированы по территориальному признаку, поскольку трудно представить себе больший контраст, чем тот, что существует между суровой жизнью эскимосов и племен, населяющих арктические регионы, и богатством, накопленным некоторыми племенами тихоокеанского побережья, где непрерывный процесс природного потребления когда-то определял период оседлости и момент перемещения племени. Читать далее

Изобразительное искусство

Территория Великих равнин

Равнинная область Северной Америки была заселена людьми, зависящими от охоты, с тех пор как палеоиндейцы пересекли сухопутный мост между Сибирью и Аляской в поисках крупной дичи. От их кочевого образа жизни практически не осталось никаких следов. То, что считается сегодня “традиционным” обликом индейцев Великих Равнин — группы конных воинов, скачущие в боевой раскраске, одетые в яркие костюмы с бахромой и головные уборы с перьями, племена, следующие за миграцией бизонов дольше полугода, умелые и отважные охотники, — на самом деле, было конечным результатом довольно долгого развития, который был достигнут, в конечном счете, после приобретения лошадей в испанских поселениях, сформировавшихся на юго-западе страны. Это событие сделало охоту на буйволов более эффективной, после чего во многих племенах равнин это крупное животное стало основным средством для получения практически всего самого необходимого: одежды, еды, жилья, инструментов и оружия. Эта основанная на буйволах экономика вскоре была серьезно подорвана появлением новых торговых товаров: мушкетов, алкогольных напитков и промышленных изделий. Читать далее

Изобразительное искусство

Восточная часть Вудленда

Индейцы, населявшие восточный Вудленд, когда прибыли первые европейцы, приняли на себя тяжесть самых ранних и всех последующих волн вторжений, поселений и миграций. Вследствие этого, большая часть их изделий, выполненных из менее прочного материала, чем керамика, исчезла. Разбросанные остатки племен часто продолжали заниматься традиционными ремеслами, используя товары, приобретенные у белых людей. Они создавали привычные изделия, одновременно внося в них кардинальные изменения, навеянные европейской культурой, либо просто копировали стиль бледнокожих, ориентируясь на торговлю или продажу своей продукции. Читать далее

Изобразительное искусство

Первобытное искусство индейцев восточного Вудленда

Человек пришел из Старого Света в Новый по сухопутному мосту, протянувшемуся от Сибири до Аляски в период наибольшего оледенения. Огромные ледники не только снизили уровень морей между Азией и Северной Америкой, так что на поверхности очутилась почва, но и открыли новые возможности для человека эпохи палеолита, который использовал покрытую льдом поверхность в качестве новой дороги (возможно, так получилось из-за низкого уровня осадков, поскольку большая часть окружающего океана была скована ледниками). Эти палео-индейцы были не первопроходцами, сознательно ищущими новую землю, а охотниками, следовавшими за стадами крупных животных, которые передвигались по тому же пути, что и они. Когда это случилось? Возможно, сорок тысяч лет назад; наверняка установлено, что это было не позже двенадцати-тринадцати тысяч лет назад. Установить точный момент между этими двумя пределами пока невозможно. Читать далее

Изобразительное искусство

Исследование индейского творчества и мистики

Во времена открытия Нового Света и первых встреч между европейцами и индейскими племенами Северной Америки интерес белого человека к своему миру, его чудесам и обитателям был так же глубок, сколь и обширен. Сообщения ранних исследователей об образе жизни населения вновь открытых земель, как правило, включали описание художественных и прикладных ремесел, которые практиковались теми людьми, но, в то время как просветительский дух Ренессанса требовал подробного описания этой деятельности, те же концепции не позволяли признать их работы  искусством. Несмотря на признание Альбрехта Дюрера о том, что сокровища при дворе Монтесумы, увиденные им в Брюсселе в 1521 году, показались ему более удивительными, чем все сказочные богатства, для императора Габсбургов и его кредиторов они служили лишь источником наживы. Вплоть до позднего колониального периода исследователи надеялись найти на североамериканском континенте внушительные тайники с драгоценностями, которые могли бы соперничать с сокровищами Мексики и Перу; те, кто был чуть менее дальновидным, стремились завладеть землей и мехами. На протяжении всего колониального периода уничтожение культуры, процветавшей до прихода белого человека, было неотъемлемой частью разрушения индейского образа жизни в целом. Самобытные ремесла были быстро вытеснены товарами массового производства, хотя некоторые изделия выживших индейских племен демонстрировали высокое качество изготовления и вполне могли составить им достойную конкуренцию (такие, как полезные в быту корзины или некоторые виды дубленой кожи). Иногда местные традиции заменялись навыками, привнесенными европейцами: так, например, во Франко-канадских монастырях индейцев обучали особым цветочным узорам для вышивания, которые затем использовались для украшения объектов бисером. Любое отдельно взятое искусство, независимо от продолжительности его существования, могло быть быстро утрачено, если племя решало заменить изделия своего народа торговыми товарами. Для удержания позиций на рынке бледнолицых коренные американцы перенимали новые методы производства и декорирования, из-за чего знания, которые применялись  с древних времен, меркли и забывались. Читать далее