Деревня Гитксан в верховьях реки Скина, недалеко от Хейзелтона в Британской Колумбии, стала местом расположения крупного художественного центра по обучению индейцев северо-западного тихоокеанского побережья художественным навыкам и стилистическим основам искусства их предков. Творчество нового поколения отражает возобновление старых традиций и формирование сплоченной народности с твердой приверженностью своей самобытности.

Ворон и лебеди
159 Иллюстрируя одну из легенд своего народа в рисунке «Ворон и лебеди», Кен Моуот при помощи одних лишь линий создает элементы, «оторванные» от представленных образов, для того чтобы придать эффект интенсивного действия. (племя Ксан)

В деревне под названием Ксан находится современный отдел шелкографии, где местные художники создают свои прекрасные шедевры. Используя традиционные компоненты, многие из них воспроизводят древние легенды своего народа и, тем самым, придают свежесть и инновационные черты старому художественному стилю. Сильная художественная школа, как концептуальная, так и реальная, сформировалась совместно у народов, говорящих на языках цимшиан, гитксан и нишга (антропологи объединяют их в одну группу «цимшианы»), поэтому далее целесообразно рассматривать художественное направление Ксан, вместо того, чтобы пытаться отдельно выделить искусство цимшиан.

Под руководством наставников с сильно развитым индивидуальным стилем, с конца 1960-х годов художники разрабатывали особый подход к созданию изображений, который позже стал определять именно искусство Ксан. Основанные на присущем им стремлении к точности и линейному совершенству, творческие работы племен Ксан отличаются четкой прорисовкой и строгостью очертаний.

Ворон и облачная женщина
160 Рисунок с современным дизайном, «Ворон» Роберта Себастиана отличается четкими, хорошо прорисованными линиями, характерными для живописи племени Ксан.
161 Как и большинство произведений искусства Ксан, «Ворон и яркая облачная женщина» Арта Стерритта выражает личное понимание автора одной из легенд гитксан.

Это искусство носит личностный и эмоциональный отпечаток, выражая явные и понятные идеи в двух измерениях. Человеческие фигуры обладают реалистичной внешностью и часто изображены в действии или испытывающими определенные чувства; они также связаны с животными или неодушевленными предметами. Элементы живописи являются традиционными, но отдельные части U-образных и расщепленных U-образных деталей удлинены или укорочены, чтобы предоставить художнику дополнительные компоненты для осуществления его авторской задумки. Отличительной чертой творчества некоторых представителей племени Ксан является использование линейных составляющих, «оторванных» от основной части узора. Такой прием часто подчеркивает энергичный характер сюжета, позволяя придать изображению динамичность. Для классического направления северного искусства типично присутствие овоидных фигур и плавных контурных линий, сужающихся в точке соединения. Основные цвета – красный и черный, иногда встречается сине-зеленый.

Воин племени гитксан
162 «Воин племени гитксан в поисках новых земель». Используя все характерные для данного искусства элементы, Вернон Стивенс создал образ полностью экипированного воина, включая традиционный шлем и забрало с его резными раскрашенными узорами. (племя Ксан)
163 Вернон Стивенс использует несколько традиционно видоизмененных элементов и добавляет своей работе нотку реализма в этой гравюре под названием «Goo-nah-ne-sim-get спешит спасти свою жену». Тщательная проработка линий рисунка – характерная черта живописи племени Ксан.

Как и в племени квакиутл из залива Алерт-Бэй, у гитксан  имеется целая группа танцоров, которые путешествуют по стране со своими выступлениями. Находясь в деревне Ксан летом, они развлекают многочисленных посетителей, гордо демонстрируя богатство древней культуры с помощью музыки, масок и костюмов.