Племена Западного побережья (ранее известные как «нутка»)

В течение двух столетий несколько различных индейских племен, населявших большую часть западного побережья острова Ванкувер, имели собирательное название «нутка». Имя, данное им капитаном Джеймсом Куком по недоразумению, было увековечено историками и антропологами, но оно всегда вызывало возмущение у самих этих народов. Их художники и резчики восстановили свое традиционное искусство и, благодаря богатому творческому потенциалу, дали ему продолжение, сформировав свой особый стиль. Их работа принесла им известность в постоянно развивающейся панораме искусства северо-западного тихоокеанского побережья и, таким образом, сделала частым упоминание их обобщенного наименования. Хотя устоявшееся имя не так легко изменить, в этом третьем столетии после открытия Кука людям кажется уместным отказаться от неподходящего слова «нутка» и выказать уважение целостности и гордости индейцев, говоря о них так, как они именуют себя сами – народы Западного побережья. В международном искусствоведении этот термин пишется как два отдельных слова, оба с заглавной буквы (West Coast), поэтому его легко отличить от более общего выражения «племена северо-западного тихоокеанского побережья» (Northwest Coast).

150, 151 Разрисованные весла с западного побережья. Современные художники продолжают использовать округлые овоидные и U-образные элементы, а также характерный для этого художественного стиля образ глаза.

Весло с орнаментом племени Нутка
Весло племени западного побережья
Весло племени Нутка
Весло племени Нутка

Искусство народов Западного побережья характеризуется плавными и гибкими формами, часто сочетающимися с угловатостью. Контурные линии не подгоняются под определенные стандарты или вовсе отсутствуют. Художники редко размещают изображение в геометрических фигурах, они, скорее, позволяют ему свободно выделяться на заданном фоне, хотя вокруг сюжета могут быть очерчены рамки. Овоидные компоненты используются в крайне малом количестве. Не подверженные влиянию искусства северных народов, они, как правило, вытянуты и имеют закругленные углы, как и U-образные элементы, лишенные натянутости их северных аналогов. Отсутствует также и тенденция к заполнению пустых мест или свободных пространств декоративными элементами.

Интересное по запросу  Ксан

Особенно характерными являются квадратные и прямоугольные детали, которые служат изображением облаков, моря, скал и других объектов, часто образующих границу. Будучи неожиданностью для тех, кто видит их в первый раз, такие геометрические фигуры на самом деле встречаются в гораздо более ранних художественных произведениях и могут быть заимствованы из древнего искусства плетения корзин.

Прием деления на четыре сектора также зародился в далеком прошлом. Изначально это были два расщепленных U-образных элемента, нарисованные вместе; сейчас они изображаются в виде креста в круге. Линии, состоящие из множества тире или параллельных штрихов, также являются традиционными, как и округлые детали и завитушки.

Иногда на оттисках племен западного побережья можно увидеть человеческое лицо, нарисованное в профиль, с выступающим «орлиным» носом и большим ртом. Оно иллюстрирует традиционную танцевальную маску, которая показывали лишь с одного ракурса: танцор специально поворачивал голову в одну или другую сторону, чтобы зрители могли видеть только одну половину изображения.

Лица без масок часто представали расписанными цветными красками. Изображение маленькой человеческой головы в теле птицы или животного является напоминанием о сверхъестественных способностях существа, которые позволяют ему принять человеческий облик или выйти из него по желанию.

Интересное по запросу  Хайда
Картины племен Северо-Западного побережья
152 «Ворон» Тима Пола демонстрирует два способа разделения фигуры на четыре сектора: слияние двух расщепленных U-образных элементов и начертание креста. (племена Западного побережья)
153 «Дар Кватиахта Титскину» иллюстрирует легенду, в которой могущественное существо, одетое в кожу кита, ныряет в море, чтобы утопить буревестников, схвативших его своими когтями. Плавные линии, отсутствие базовых овоидов и остроносая маска на хвоста кита, а также окаймление геометрическими фигурами, свидетельствуют о явной принадлежности этого рисунка стилистической традиции искусства западного побережья. Автор Рон Гэмильтон из племени нутка.
154 На танцевальном экране, декорированном Джо Дэвидом, изображены кит и буревестник с Молниеносными змеями, расположенными на верхних краях крыльев. U-образные элементы округлены, контуры овоидных компонентов сглажены. Пустые пространства остаются незаполненными, хорошо заметно деление фигур на четыре части. (искусство западного побережья)

Этим племенам было свойственно использовать любой новый материал в своих целях, в том числе и красящие пигменты чужаков, поэтому к началу ХХ века коренные художники успешно раскрашивали резьбу даже серебряным и золотыми цветами. Эта практика успешно применяется и в наше время, украшая трафаретные оттиски яркими оттенками.

Некоторые деятели западного побережья использовали свободу своей художественной традиции для иллюстрации самых значимых легенд своего народа. Они создали такие гравюры, которые можно оценить в полной мере, лишь зная изображенную историю. Некоторые художники привнесли в искусство собственные новаторские идеи, которые придали ему свежее и оригинальное звучание.

Из-за того, что многие творческие люди предпочитают работать и жить вдали от отвлекающих факторов больших городов, они находят возможность возродить и вновь  осветить важные аспекты своей древней культуры, которые некогда послужили причиной появления особых ритуалов, включающих танцы, пение и потлачи. Новые виды деятельности повлекли за собой создание расписных танцевальных экранов, барабанов, трещоток и прочих атрибутов. Участвуя в их реставрации, художники придают культурную, духовную, а также эстетическую ценность своему творчеству.

Искусство западного побережья энергично и самобытно, оно движется в новых направлениях, сохраняя при этом прочную связь со своим прошлым. Для тех, кто привык к классическому северному художественному стилю, такому как стиль народов хайда, оно может открыть новые грани познания и значительно расширить представление о культурной ценности искусства индейцев северо-западного тихоокеанского побережья.

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages