Уникальное в сфере так называемого «примитивного искусства», богатое культурное наследие индейцев тихоокеанского северо-западного побережья в Северной Америке лишь недавно по праву заняло достойное место в музейных выставках и художественных галереях по всему миру. На международном рынке художественных экспонатов самобытные работы этих коренных ремесленников считаются интересными находками для коллекционеров и оцениваются в крупные суммы денег.

Цель создания этой книги – раскрыть ценность двухмерного творчества индейцев тихоокеанского северо-западного побережья. После изучения отдельных компонентов и способов их сочетания для создания того или иного природного образа читатель сможет сам распознавать скрытый замысел создателя, в какой бы форме он не был воплощен – от стилизованного реализма до причудливой абстракции.

Поскольку книга посвящена графическому искусству, приведенные иллюстрации в основном отображают расписные бытовые и церемониальные предметы, а также современные шелкографические изделия. Тем не менее, многие характерные символы  встречаются и на резных объектах, в подтверждение чему приведены несколько примеров.

В подробном анализе искусства Северо-западного побережья, опубликованном в 1965 году, Билл Холм ввел краткие понятия для обозначения основных элементов и приемов. Так, например, ранее ученые использовали фразы «прямоугольник с закругленными краями» и «квадратовидный овал». Холм предпочел довольно емкое слово «овоидный» («яйцевидный»). Эта терминология базовых компонентов, вокруг которых формируется все искусство, прочно вошла в лексикон искусствоведов. Овоидные и прочие формы будут рассмотрены в качестве первого шага на пути к пониманию организации композиции.

Современное искусство индейцев Северо-западного побережья, особенно гравюра, претерпело множество изменений за короткий период. Прошедшее десятилетие было временем культурного поиска для многих художников, которые были заключены в рамки довольно обобщенного стиля Северо-западного побережья (основанного в основном на искусстве Севера). Они осознали, что им необходимо определить и сформировать направление, которое отражало бы самую суть их собственного народа с корнями, уходящими к древним традициям. Благодаря собственным исследованиям и помощи старейшин их деревень, художники смогли выделить свои культурные особенности, тем самым выразив и региональные различия.

Карта индейских племен
Карта племен

Обладая этнографическими различиями шесть племен – салиши, нутка, квакиутл, цимшианы, хайда и тлингиты – развивались в одинаковых культурных, экономических и географических условиях. Все они были охотниками и собирателями, которые жили вдоль речных долин и прибрежных вод тихоокеанского северо-запада, умело пользуясь богатыми ресурсами рек, морей и лесов. В заключительной главе этой книги читатель получит представление о том, как различать искусство различных культурных областей, изучив конкретные примеры – в основном, современные оттиски. Я не включила в описание сравнительно небольшую народность белла-кула: несмотря на то, что в области скульптуры их отличие от других племен очевидно, в рисовании подобное разграничение выражено весьма незначительно; кроме того, ни один житель этого региона пока не проявил себя в работе с двухмерными изображениями.

Наряду с описанием большинства фантастических и гербовых символов, я упомянула несколько преданий и мифов, имеющих к ним отношение. В первоначальном виде многие из них длинны и сложны, и хотя некоторые из них способны увлечь читателя, я значительно сократила их, помня о том, что данный труд – это не сборник легенд.

Одной из самых замечательных особенностей гравюры является то, что она дает возможность экспериментировать. Многие художники постигают ее основы, для того чтобы применить их в другом ключе. Роберт Дэвидсон, выдающийся деятель искусства племени хайда, один из основателей трафаретной печати, однажды сказал: «Единственный способ сохранить традицию – постоянно придумывать что-то новое».

Некогда «новинка» двухмерной живописи, трафаретные иллюстрации, ранее выпускавшиеся ограниченными тиражами, сейчас – прочно утвердившееся направление в культуре Тихоокеанского северо-западного побережья. В следующем десятилетии в шелкографии, несомненно, появятся новые тенденции. С врожденным чувством древесины, присущим индейским мастерам, а также с их высоким профессионализмом в области резьбы по дереву следующим новшеством, возможно, станут самобытные произведения искусства ксилографии.