Хайда

Слова «монументальный» и «классический» часто используются при описании искусства племени хайда. Массивные резные тотемные шесты излучают мощь и силу, намек на которые прослеживается даже в их миниатюрных копиях, сделанных из глины.

Из-за того, что некоторые искусствоведы считают, что именно художники племени хайда вызвали расцвет искусства северо-западного побережья (другие с ними не согласны), и потому, что это самое известное направление данной культуры, эти яркие, емкие произведения считаются ее образцом. Лаконичность и сбалансированность используемых элементов являются главной характеристикой современных печатных работ.

Ворон в племени Хайда
164 «Ворон» Билла Рейда обладает всеми отличительными чертами, присущими народам северных островов. Контурные линии изгибаются в разных направлениях, но, несмотря на асимметрию, узор демонстрирует идеальный баланс.

В живописи племени хайда овоидные компоненты демонстрируют классические пропорции, контурные линии, как правило, четко очерченные, плавно меняют свое направление, но не меняют границ заданной формы. Еще одно отличие северного искусства проявляется в пропорциях тела. Нередко голова существа занимает почти половину длины всего туловища, так, словно она является самой важной частью тела. Это особенно заметно на тотемных шестах, где глаза и брови имеют большой размер, нос, рот, язык или клюв выражены ярко, а оставшаяся часть туловища сравнительно невелика. В рисунках, как и на столбах, частями тела служат крупные овоиды, в то время как маленькие округлые четырехугольники с изображениями лиц помещаются внутрь или между ушами, в пустые углы, или на суставы крыльев и хвоста. Пустое пространство всегда украшается узором. Даже если масштабный образ заполняется большими элементами, он по-прежнему сохраняет свою целостность и полноценную структуру.

Интересное по запросу  Салиши

В своей работе художники племени хайда отдают предпочтение черному и красному цвету поскольку их предки пользовались исключительно этими пигментами. Несмотря на то, что авторы некоторых оттисков могут отклониться и поэкспериментировать с другими оттенками, они всегда возвращаются к привычному двухцветному сочетанию, отличительному знаку этого классического искусства. Современные художники редко нарушают вековые традиции изобразительного искусства, вот почему глядя на их произведения, можно с уверенностью утверждать, что они принадлежат народу хайда.

Оформители из этого племени нравится присутствие баланса и упорядоченности, которое обеспечивает симметричность, особенно выраженная в резьбе на столбах. Они часто добиваются такого же эффекта и в печатных изображениях, а также гравировке на серебряных и золотых браслетах серебра и золота, благодаря использованию расщепленных фигур.

Волк, ворон и шест племени Хайда
165 Последний из старых шестов деревни Скайдгейт, расположенной на островах Королевы Шарлотты, украшен классическим изображением бобра у основания.
166 В рисунке «Волк» Фриды Дизинг объединились все типичные характеристики классического искусства хайда: жирные контурные линии, сужающиеся в местах пересечений, четко обозначенные U-образные и расщепленные U-образные элементы, а также сбалансированное распределение черного и красного цветов.
167 Копия фрагмента знаменитого холста из города Хуна, состоящего из четырех изображений ворона, автор Билл Рейд. Считается, что он был создан в одном из поселений залива Литуйя на Аляске. Сходство живописи тлингитов с изобразительным искусством племени хайда очевидно.

Недавно на островах племени хайда дважды состоялось возведение важных тотемных столбов, прошло открытие двух домов, оформленных в традиционном стиле, а также другие торжественные мероприятия, сопровождаемые танцами с пением и игрой на барабанах. В результате, среди населения наблюдалось значительное распространение накидок чилкат с вышитыми на спине узорами. Многие из этих предметов одежды темно-синего цвета с красной аппликацией и тысячами кнопок, пришитых для обозначения гербовых фигур, оформлены красиво и достаточно сложно. На самом деле, создание такой одежды превратилось в отдельное направление в индейской культуре и стало новым видом двухмерного гербового изображения вдоль северо-западного тихоокеанского побережья.

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages