Первобытное искусство индейцев восточного Вудленда

Человек пришел из Старого Света в Новый по сухопутному мосту, протянувшемуся от Сибири до Аляски в период наибольшего оледенения. Огромные ледники не только снизили уровень морей между Азией и Северной Америкой, так что на поверхности очутилась почва, но и открыли новые возможности для человека эпохи палеолита, который использовал покрытую льдом поверхность в качестве новой дороги (возможно, так получилось из-за низкого уровня осадков, поскольку большая часть окружающего океана была скована ледниками). Эти палео-индейцы были не первопроходцами, сознательно ищущими новую землю, а охотниками, следовавшими за стадами крупных животных, которые передвигались по тому же пути, что и они. Когда это случилось? Возможно, сорок тысяч лет назад; наверняка установлено, что это было не позже двенадцати-тринадцати тысяч лет назад. Установить точный момент между этими двумя пределами пока невозможно.

Они обладали немногим: знанием о том, как охотиться или загонять крупных животных  в ловушку путем совместных усилий, обращая их в бегство или окружая, вооружившись копьями; довольно грубыми и примитивными технологиями каменного века; навыками выживания в арктических или субарктических условиях; общественным устройством, приспособленным к кочевой жизни, и, несомненно, несколько расплывчатыми идеями и рассуждениями о мироздании и сверхъестественных силах. Когда крупных животных вымерли, палео-индейцы приспособились к новым условиям, и сформировали различные направления в рамках своей культуры с учетом климатических и географических условий своих регионов, в частности, пустынных регионов западной части континента и лесистой местности к востоку от Миссисипи.

Этот новый период археологи называют архаическим, и он наступил после таяния ледников. Жизнь в то время была сконцентрирована на охоте, рыбалке, сборе моллюсков и растений. Эта историческая эпоха оставила после себя множеством поселений, разбросанных по всей восточной половине Северной Америки.

Несмотря на то, что существовали местные различия, зависящие от того, какие виды продовольствия располагались в непосредственной близости, методы добычи пищи всех этих народов архаичной культуры основывались на общем принципе: собирались любые продукты, представленные в изобилии в определенные сезоны, но без чрезмерной эксплуатации какого-либо одного животного или растительного источника. Около 1000 г. до н. э. в районе долин Огайо и верхней части Миссисипи начался Вудлендский период, который распространился на север до Иллинойса и на восток до Западной Виргинии, изменив или полностью заменив традиции архаического периода. Новая эра сформировала две доминирующие модели культуры – более раннюю под названием Адена и последовавший за ней Хоупвелл; они просуществовали одновременно в течение некоторого времени, но Хоупвелл длился дольше, предположительно до 750 г. н. э. Судя по всему, люди аденской культуры не занимались сельским хозяйством, но их методы сбора пищи были настолько эффективными, что они превратились в оседлую и многочисленную народность с несколькими классами общества, включая такие обособленные группы, как священники и ремесленники. Культура Адена была сосредоточена на территории современного юга Огайо, севера Кентукки и северо-запада Вирджинии. Основные представители культуры Хоупвелл проживали на юге Огайо и в Иллинойсе, однако ее влияние ощущалось и вдалеке от этих мест, например, в Миннесоте, Нью-Йорке, Флориде и Луизиане. Сельское хозяйство, игравшее важную роль в жизни этих людей, усилило черты, характерные для народов Адена. Они вели бурную торговлю экзотическими материалами, а их погребальные приношения часто поражали неожиданной роскошью и богатством. Народы Вудленда принадлежали к так называемой группе Строителей курганов, так же, как и племена пришедшей ему на смену миссисипской культуры, которая сформировалась около 500 г. н. э. Курганы Вудленда служили, в первую очередь, для захоронений, хотя иногда они приобретали функцию земляных валов: из-за расположения могил друг над другом некоторые сооружения часто достигали высоты 20 метров. С другой стороны, курганы миссисипской культуры, как правило, строились вокруг главной площади и, дополняя храмы или дворцы, образовывали своеобразный центр поселения. Основываясь частично на архаическом и Вудлендском периоде, миссисипская культура отличалась рядом значительных инноваций, в том числе, интенсификацией возделывания кукурузы и появлением крупных городов и деревень на базе курганов. В-основном, она распространилась по нижней части долины реки Миссисипи, но ее отголоски можно встретить и на территории восточного Вудленда. В этой культуре ярко проявляется мезоамериканское влияние, особенно заметное в новых формах глиняных сосудов и декоративных техниках, однако ученым не до конца понятно, каким путем или с помощью каких средств эти нововведения сюда попали. Маловероятно, что причиной была географическая связь, например, тропа через Техас и Луизиану. Курганная культура существовала в течение 700 – 1700 лет; в некоторых районах ее следы сохранились до периода Европейского вторжения и завоевания. Первые попытки найти связь между культурами индейцев доисторического периода и более позднего времени были предприняты после выявления того, что почти все эти народы курганной культуры можно отнести к одной из пяти исторических языковых семей – алгонкинской, сиуанской, ирокезской, каддоанской или мускогской.

Большая часть наших знаний об искусстве этих ранних культур основана на погребальных подношениях, найденных в курганах с останками умерших. В те времена существовала необходимость в таком материале, который может выдержать несколько столетий или даже тысячелетий пребывания в различных почвенных условиях; вот почему при раскопках обнаруживают предметы, выполненные в основном из керамики. (Много гончарных изделий с побережья Мексиканского залива и Флориды были извлечены из раковинных куч, где они сохранились так же хорошо, как и в земле.) Горшки и их черепки настолько часто попадают в руки археологов, что они становятся материалом не только для процедур установления точной эпохи, но и для бесчисленных шуток с их стороны. Тем не менее, они  очень полезны для обнаружения исчезнувших племен и определения границ их расселения и миграционных моделей. Керамика слишком хрупка, чтобы перевозить ее с места на место, поэтому множество фрагментов гончарных объектов оставляют там, где их нашли, хотя сами сломанные куски практически неразрушимы. Таким образом, целые сосуды часто остаются в первоначальном месте своего возникновения, потому что они непригодны для транспортировки, в то время как в реконструированных поселениях создают их точные копии из соответствующего сырья.

Конечно, чрезмерно полагаться на горшечные изделия для выявления конкретных фактов о жизни в прошлом не совсем целесообразно, особенно, когда речь идет о народах вудлендской и миссисипской культуры, быт которых по другим источникам восстановить невозможно. Схожие характеристики могут проявляться в керамике народов, широко разведенных во времени и пространстве – это часто обусловлено тем, что они имели доступ к одинаковым видам глины. Торговый обмен (хотя большинство горшков этого периода были для него непригодны по причинам, указанным выше), проживание на одной территории разных народов в разные периоды, пленение ремесленников или принятие беженцев (несомненно, частое явление, поскольку женщины, будучи главными целями для захвата, служили также отличными гончарами), объединение общин — все эти факторы могут создать трудности в интерпретации находок, особенно в тех случаях, где не существует дополнительных источников подтверждения догадок и сделанных выводов. Один и тот же географический район мог быть занят одновременно или последовательно двумя группами народов. Случалось так, что, создавая почти идентичные предметы домашнего обихода, отдельные племена тех же самых народностей производили абсолютно разные типы и виды глиняной посуды.

Интересное по запросу  Территория Великих равнин

Керамика восточного Вудленда была разделена учеными Бюро этнологии на группы, сформированные в основном по географическому признаку, главным образом потому, что установить хронологию было достаточно трудно, в то время как место происхождения было сравнительно легко проверить. Раскопки большинства курганов в девятнадцатом веке лучше всего можно охарактеризовать как разграбление и мародерство, даже если они проводились из лучших побуждений и в духе научных исследований. Многие предметы, описанные в исследованиях Бюро этнологии, были заимствованы из частных коллекций, точно определить можно было лишь место их обнаружения. Это повлекло за собой одну из основных сложностей: в некоторых районах, таких, как Кентукки, Теннесси и других частях южных Аппалачей, а также на территории нижней части Миссисипи и побережья Мексиканского залива, может проявляться влияние как вудлендской, так и миссисипской культуры, оставивших свой отпечаток в разные временные отрезки.

Первобытные виды искусства имели разную степень развитости и проявления, поскольку каждое племя предпочитало опираться на определенные виды ремесел и пренебрегать другими. Вследствие этого, менее добротные товары одного населенного пункта не обязательно означают, что вся его культура в целом была примитивнее; так, например, богатые традиции Адена и Хоупвелл из долины Огайо включали в себя довольно слабую отрасль изготовления керамических изделий. Как правило, горшки, обнаруженные на северных территориях, имеют более грубый дизайн, чем те, что найдены на юге, хотя керамика на побережье Мексиканского залива часто также является достаточно «топорной», а редкие экземпляры с севера могут иметь довольно искусное исполнение. Отчасти это можно объяснить тем, что продовольственное снабжение на юге было более стабильным из-за климата и более интенсивного земледелия, а значит, и легко собираемым, поэтому племена прочно обосновывались на одном месте, что позволяло уделять больше времени гончарному делу. (Здесь необходимо снова уточнить хронологию: миссисипская традиция, к которой относят большую часть керамики, предположительно южного происхождения, сформировалась позже, чем культура долины Огайо, и, кроме того, испытывала возможное влияние Мезоамерики. Кроме того, люди долины Огайо сосредоточились на других видах искусствах, таких как резьба по камню). Конечно, нужно признать, что, за исключением изделий, произведенных на древнем Юго-Западе (они обсуждаются в следующем разделе), керамика миссисипской культуры или народов долины средней части Миссисипи, как она называлась ранее, была самой изящной среди всех, что изготавливались в доколумбовой Северной Америке. Гончарная традиция в этом регионе зародилась около 1000 г. до н. э. и процветала до тех пор, пока европейцы не открыли Америку, но появление металлических горшков среди товаров бледнокожих торговцев вскоре положило конец этому ремеслу.

Бюро этнологии описывало эту керамику, классифицируя ее принадлежность на следующие группы: долина средней части реки Миссисипи, долина нижней части реки Миссисипи, долина Огайо, побережье Мексиканского залива, Южные Аппалачи, приатлантические алгонкины и ирокезы. По способу использования все сосуды были разделены на несколько категорий: бытовые (посуда для приготовления и хранения пищи, сахара и соли), промышленные (инструмент и инвентарь), жреческие (для похоронных обрядов и погребальных приношений), декоративные (для хранения бус, подвесок, ушных и губных серег), развлекательные (для разных мелочей, вроде игрушек, фигурок и игрового инвентаря). Некоторые объекты из группы долины средней части реки Миссисипи трудно отнести к какой-либо из этих разновидностей, например, некоторые вазы утонченной и необычной формы (скорее всего, они служили сугубо личным, а не бытовым целям), а также фигурные сосуды в виде коленопреклоненных горбунов и голов людей, зверей или фантастических существ (они могли быть жреческими или развлекательными принадлежностями, либо бытовыми объектами с необычными очертаниями).

Несмотря на то, что многие кувшины изящно расписаны и искусно украшены, маловероятно, что что-либо из этого было изготовлено исключительно для декоративных целей. (Конечно, это не относится, к бисеру, подвескам и прочим деталям инкрустации, хотя они, возможно, имели и особое магическое значение.)

Самой важной во всем многообразии керамики, вне зависимости от регионального или хронологического деления, была та, что принадлежала группе долины средней части Миссисипи, которая, несмотря на всеобъемлющее название, на самом деле состояла из множества племен и языковых семей, чьи потомки, возможно, все еще населяли этот регион, когда пришли белые люди. Сегодня на этой территории располагаются штаты Арканзас, Миссисипи, Иллинойс, Кентукки и Теннесси. Объекты с подобными характерными признаками были найдены также вдоль побережья Мексиканского залива и залива Тампа, а товары, несущие на себе явный отпечаток этой культуры, и вовсе были обнаружены далеко на севере – в Чикаго, на востоке – в Питтсбурге, на юге и западе – в Луизиане и Техасе. Такие же открытия были сделаны в Миссури, Айове, Индиане и Алабаме. Несомненно, отличительные черты керамических горшков ярче всего были представлены в центре этой области, но крупные открытые водные пути на реках способствовали распространению основных гончарных приемов. Что больше повлияло на этот процесс – смешение племен или же торговля – оспаривается учеными до сих пор.

Сами гончарные изделия имели изящные и разнообразные очертания. Для оформления использовались самые различные средства: причудливая модификация формы (фигуры человека или животного), рельефный орнамент, резные узоры, отделка поверхности только лишь цветом (настоящая инновация в керамическом искусстве этой части Северной Америки). Для этого использовались краски или цветные оттиски белого, красного, коричневого и черного оттенка. Другими отличительными чертами были форма графина с длинным горлышком и сильный акцент на фантастических мотивах, как в контуре, так и в декоре. Доказательством этого служат чаши, выполненные в виде птиц, рыб, рептилий и раковин; некоторые из них относились к различным мифологическим сказаниям, символам или суевериям. Сюда же можно отнести вазы с очертаниями фигур людей и монстров, в том числе, те, что, очевидно, воспроизводили головы мертвых.

Группой Южных Аппалачей Бюро этнологии называло находки из Джорджии, Южной Каролины, Северной Каролины, Алабамы, Флориды и Теннесси. Наиболее характерной для этого региона была штампованная посуда, на которую узоры наносились с помощью резного валика в случайном порядке или покрывали всю поверхность. Подобная техника росписи дожила и до наших времен и активно используется современными племенами катоба, чероки, чокто, чикасо и семинолов. К другим признакам изделий группы Южных Аппалачей относятся новые формы, довольно своеобразный стиль декора, смешивающий местные и экзотические сюжеты, редкое использование раковин и камней для инкрустации и создание статуэток, напоминающих изображения из Мексики. Сосуд, как правило, выглядел, как большой котел или кастрюля; такие горшки часто использовались в качестве гробов для погребения умерших.

Интересное по запросу  Юго-западные территории Северной Америки

Ирокезы и алгонкины – это группы племен, выделенные по языковому принципу. Ирокезы расселились очень широко, их территория простиралась от Гудзонова почти до Мексиканского залива, с центром населения в штате Нью-Йорк. Остатки культуры этой группы своеобразны и легко различимы, и керамика здесь играет очень важную роль. В целом, гончарные изделия ирокезов похожи на простейшие аналоги северо-восточного региона, в то же время демонстрируя яркие и отличительные видоизменения формы и декора. Внутри группы можно выделить несколько подкатегорий, которые сформировались из-за территориальных вариаций фигур, орнамента и композиции. Изделия часто украшались оттисками с помощью резных валиков или обернутых веревкой колес. Другие виды декорирования были незамысловатыми и малочисленными, они состояли из устаревших прямолинейных узоров, часто вырезанных на поверхности; изогнутые линии встречались редко.

Культура группы долины Огайо принадлежит традиции Вудленда (около 1000 лет до н. э. – 750 лет н. э.). Гончарные изделия были выполнены достаточно грубо, но их можно связать с такими находками, которые свидетельствуют о богатой культуре и развитой торговле. Керамика в целом может быть охарактеризована как примитивная и безыскусная, хотя некоторые уникальные терракотовые статуэтки, обнаруженные в курганах этого региона, оказались удивительным исключением из этого правила.

Группа побережья Мексиканского залива включает в себя жителей территории, простиравшейся на восток от дельты Миссисипи до залива Пенсакола-Бэй в штате Флорида. Часто на месте одного и того же поселения встречается несколько разновидностей сосудов, которые, очевидно, являются изделиями не только разных племен, но и разных языковых групп, что затрудняет изучение данной местности. Однако, судя по найденным фрагментам глиняной посуды в целом, можно уверенно сказать, что индейцы использовали множество всевозможных форм, тем не менее, уступающих по численности и размаху изделиям группы долины средней части Миссисипи; а вот следов росписи на горшках обнаружено немного. Рядом с вазами иногда находят объемные изображения животных или их отдельных частей, часто напоминающие резные рисунки, сделанные на них, которые, хоть и весьма условно, воспроизводят этих же животных. Такой прием, как украшение оттисками, был явно привнесен в эту культуру из группы Южных Аппалачей. Кроме того, в этом регионе практиковался такой способ украшения, при котором узор выбивался в гончарном изделии серией точек.

Группа долины нижней части реки Миссисипи была весьма схожа с группой долины средней части Миссисипи и группой побережья Мексиканского залива, а также испытывала на себе влияние культуры индейцев Мексики и пуэбло. Ее отличительной продукцией была керамика черного цвета с узорами, вырезанными с почти механической точностью.

Прочие художественные находки, совершенные в курганах, были также выполнены из материалов, которые могли выдержать длительные периоды пребывания в земле. Наиболее впечатляющими из них являются каменные гравюры из региона долины Огайо, дошедшие до нас со времен культуры Хоупвелл. Значительная степень технического мастерства, проявленного в этих резных изделиях, в сочетании с тщательно продуманным эстетическим наполнением, привели ранних теоретиков к предположению, что они были сделаны народами, отличными от тех индейцев, которые занимали эту область в исторические времена. Другие исследования доказали непрерывность преемственности между первобытными и современными жителями, в то время как отдельные ученые даже отрицали художественную неполноценность индейцев наших дней по сравнению с их предками, строящими курганы. Большая часть гравюр вырезана на курительных трубках, часто сделанных из камня и привезенных издалека, что свидетельствует о бурной торговле в этот ранний период истории. Они представляют собой множество природных персонажей – птиц, животных, человеческие фигуры, фантастические существа. В девятнадцатом веке многих из этих птиц и животных ошибочно считали экзотическими видами, часто тропическими, что породило создание надуманных теорий миграции из Карибского бассейна или Центральной Америки, либо налаженной торговли с этими регионами. Более обоснованные исследования доказали, что эти биологические особи имели местное происхождение. Во многих случаях резные украшения не предназначались для изображения какой-либо отдельной породы; возможно, художники воспроизводили не конкретную птицу, а многие из животных, вероятно, были тотемическими, а не декоративными по натуре. Также нет оснований полагать, что человеческие черты в большинстве случаев были списаны с конкретных людей, хотя примеры индивидуализированных портретов тоже иногда встречаются. В любом случае, целью художников, скорее всего, было не реалистичное воспроизведение, поэтому их кажущаяся неспособность создать абсолютно правдоподобное изображение ни в коем случае не должна рассматриваться как низкая степень мастерства.

И все же, в курганных захоронениях были найдены и такие предметы искусства, которые, как ни парадоксально, были выполнены из довольно хрупкого, скоропортящегося материала. Это гравюры на раковинах, в частности, подвески, ожерелья и нагрудные украшения, которые встречаются в курганах периода, датированного 1400 годом н.э. На берегу морей или больших рек, где в изобилии встречаются раковины огромных размеров, о них думали только как о посуде или как о материале для изготовления инструментов. Перевезенные далеко вглубь страны в торговых целях, они приобрели особую ценность и стали использоваться для изготовления драгоценных украшений. (Ракушки находят очень далеко от моря, даже на территории Скалистых гор). Для изготовления бисера и декоративных деталей использовались как пресноводные, так и морские раковины. Из них также делали сосуды, ложки, ножи, рыболовные крючки, пинцеты и булавки. До нас дошли самые различные аксессуары: ожерелья; украшения для носа, ушей и запястий; элементы, которые, по-видимому, были частью головных уборов. Из-за различных форм установить время их создания достаточно сложно, а их географическая локация распространяется от Техаса до Канады. Некоторые из них, безусловно, принадлежат доколумбовой эпохе, в то время как другие несут отпечаток европейского влияния или же были найдены в захоронениях с объектами европейского происхождения. Среди большого количества узоров, выгравированных на подвесках и ожерельях, некоторые повторяются с неизменной частотой.

К ним относятся: крест, который, вероятно, имеет отношение к указанию направлений или же служит образом дерева; зубчатый диск, который может представлять солнце; птица, важный символ для всех народов, хотя некоторые из изображенных особей трудно идентифицировать, а значит, они могут быть тотемными по происхождению; паук, который фигурирует во многих индейских легендах; и змея, которая всегда притягивала первобытного человека и играла важную роль в индейских мифах и религии. Она имела особое значение для народов эпохи курганов даже в периоды, предшествовавшие гравировке на раковинах, поскольку ряд насыпей были созданы в форме свернувшейся в клубок змеи. На раковинных гравюрах также встречаются несколько изображений человеческого лица и фигуры, несущих на себе явный отпечаток мезоамериканского влияния.

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages