Северо-западное тихоокеанское побережье, Аляска и арктические регионы

Народы в этом разделе сгруппированы по территориальному признаку, поскольку трудно представить себе больший контраст, чем тот, что существует между суровой жизнью эскимосов и племен, населяющих арктические регионы, и богатством, накопленным некоторыми племенами тихоокеанского побережья, где непрерывный процесс природного потребления когда-то определял период оседлости и момент перемещения племени.

Эскимосские и северо-западные прибрежные племена в равной степени внесли значительный эстетический вклад в культуру индейцев: последние – в ткачество и резьбу по дереву, первые – в резьбу по другим материалам, таким как кости, бивни и зубы различных водных млекопитающих (в частности, по моржовым бивням). В этом регионе, а также на территории современной Британской Колумбии, находился один из основных центров изготовления корзин и росписи изделий, которая была широко распространена среди различных племен центральных салишей.

Резьба и живопись северо-западного тихоокеанского побережья

В этом разделе представлены работы жителей трех северных племен северо-западного тихоокеанского побережья: хайда, тлинкитов и цимшиан. Их хозяйство основывалось на собирательстве и рыболовстве (как речного лосося, так и глубоководной рыбы). Обилие продовольствия, получаемого из этих источников, позволило накопить богатейшие запасы, которые, как правило, существовали только у народов, занимавшихся каким-либо видом земледелия. В результате, эти племена набрали так много материальных ценностей, что символом их процветания стала отдача или уничтожение части имущества; самым приемлемым и эффектным способом сделать это было торжественное преподнесение даров, именуемое «потлач». Домашняя утварь, каноэ и практически все предметы, используемые в быту этими народами, были искусно украшены, особенно деревянные изделия. В качестве орнамента использовались только животные образы. Каждый узор, как правило, состоял из нескольких видоизмененных, но легко узнаваемых частей тела животного. Художник воссоздавал те, что казались ему существенными, не обращая внимания на их фактическое расположение в пространстве. Цель возможного разделения и искажения состояла в том, чтобы уместить все животное на поверхности, которая подлежала украшению. Одной из характерных черт искусства этого региона является заполнение практически каждого квадратного миллиметра художественного пространства определенными деталями композиции.

Северо-западное тихоокеанское побережье было одной из областей Северной Америки, где производство и использование масок имело особое значение как в культурном, так и в художественном плане. Маски из этого региона считаются самыми красивыми из всех, что когда-либо создавались в любой культуре мира. Некоторые из основных причин, по которым люди вообще придумали и использовали маски, присутствовали не только в этой области, но и в других племенах американских индейцев. Основной задачей маски было закрыть лицо, поэтому желание украсить внешний облик было сначала вторичным по отношению к идее защиты или маскировки. Постепенно сформировалась потребность внушения ужаса тем, кто смотрел на владельца маски, вследствие чего и она, и ее владелец обрели силу морального воздействия. Маски использовались по-разному: в войне, для устрашения противника или для демонстрации родовых эмблем, в качестве тотемов или геральдических символов; в религиозных ритуалах и шаманских обрядах; в тайных обществах; на фестивалях для персонификации сверхъестественных существ; для шутовства и придания комического характера действиям.

Для раскраски этих масок использовался широкий спектр видоизмененных образов. Маски играли очень важную роль в ритуальной атрибутике, особенно среди тлинкитов, где шаманы обладали огромной силой (гораздо большей, чем в племени хайда или цимшиан) и каждый из них имел по несколько масок. Они также использовали танцевальные маски и особые головные уборы, военные шлемы и приманки для охоты. Большое количество масок было найдено во всех деревнях племени хайда, которые вырезали их не только для себя, но и для других племен в этом регионе.

Из-за силы отдельных представителей и всех шаманов в целом, их маски имели особое значение. Они использовались практически во всех сферах их деятельности: исцелении больных, поиске запасов пищи, получении помощи от духов для противостояния врагам на войне и так далее. Часто шаманы во враждебных поселениях надевали все элементы наряда и сражались друг с другом с помощью духов. В дополнение к основной части, маски иногда имели одну или несколько меньших, изображавших второстепенных духов, которые усиливали особые умения или способности шамана, который их носил. Изображение около глаз укрепляло зрение, вокруг носа – запах и так далее. Обычно это были фигурки различных мелких животных. Одним из наиболее почитаемых индейцами был древоточец, восхищавший их своей способностью пробиваться сквозь твердые доски.

Интересное по запросу  Восточная часть Вудленда

Эскимосы Аляски и побережья Гудзонова залива

Несмотря на то, что переселение из Старого в Новый Свет через сухопутный мост между Сибирью и Аляской, началось, возможно,  еще 40 000 лет назад, исследования, проведенные этнологами и антропологами, показали, что эскимосы, которые живут сегодня в районе миграции, прибыли туда относительно недавно. Антропологические данные свидетельствуют о том, что предки различных эскимосских племен покинули Сибирь только после того, как в ответ на арктические условия у них проявились определенных физические изменения, такие как эпикантус во внутреннем углу глаза.

Эскимосы, больше, чем кто-либо другой, зависели от района и климата, в котором они проживали. В прежние времена каждый аспект их жизни точно соответствовал окружающему их физическому миру и требованиям, предъявляемым к ним природой. В последнее столетие уклад жизни аляскинских эскимосов был значительно изменен из-за многочисленных контактов с моряками, охотниками и торговцами. Даже эскимосы Гудзонова залива в своей сравнительной изоляции претерпели много изменений в результате общения с торговцами и миссионерами. К концу девятнадцатого века нужно было отправиться далеко на север по побережью Гудзонова залива, чтобы найти чистокровных эскимосов. Их речь также подверглась влиянию европейцев, которые настаивали на том, чтобы эскимосы поменяли произношение многих слов и упростили их трудный язык для чужеземцев.

В семидесятые – восьмидесятые годы прошлого века, когда ученые начали собирать коллекции артефактов и вести наблюдения за жизнью и культурой эскимосов Аляски, многие традиции и глубинная символика, связанная с предметами обихода, уже были забыты. Тем не менее, более десяти тысяч собранных этнологических объектов оказались весьма ценны для антропологов и их студентов. Адаптация эскимосов к своей земле и климату требовала наличия большого разнообразия инструментов, предназначенных для выполнения специфических функций: охоты и рыбалки, изготовления оружия, пошива одежды. Несмотря на то, что они были утилитарными, процесс их изготовления также давал возможность для творчества. Вынужденный отдых во время долгих арктических зим позволял не только производить инструменты и артефакты, но и украшать их. Аляскинские эскимосы славились своей ловкостью в обработке бивней, кости, дерева и рога оленя; приспособления для охоты и домашнего обихода, изготовленные в основном с помощью самых простых и грубых орудий труда, имели эстетичный вид и были искусно украшены. В местах, где в изобилии была доступна слоновая кость, она часто использовалась для создания предметов неутилитарного назначения: игрушек, игр или гравюр, сделанных чисто в декоративных целях. Такой художественный талант был особенно развит у людей, живущих между Дельтой Юкона и долиной нижней части реки Кускокуим.

Большой простор для творчества также давала одежда – еще один утилитарный объект, предоставлявший много возможностей для украшения и декорирования. Даже эскимосы Гудзонова залива, живущие в гораздо более суровых условиях без запасов благородных материалов, доступных аляскинским племенам, высоко ценили искусно отделанные наряды, такие как меховое платье с окантовкой из грушевидных кусочков слоновой кости на юбке. Племена индейцев, проживающие в районе Гудзонова залива, также делали нарядную одежду из кожи, но их швейное мастерство все равно не могло сравниться с навыками эскимосов.

Интересное по запросу  Территория Великих равнин

Производство масок было еще одним художественным направлением в искусстве аляскинских эскимосов. Они имели самые разные размеры и были предназначены для проведения множества праздников, которые были важной частью социальной жизни, оживляя собой холодный мрак арктических зимних вечеров. Одни маски величиной не более нескольких сантиметров предназначались для ношения на пальцах женщин во время танцев, другие подвешивались в домах к потолку. Существовали и маски обычных размеров, предназначенные для того, чтобы закрывать лица или головы владельцев. Их функции были столь же разнообразны, как и габариты: они делились на шаманские, пантомимические и церемониальные (включая ряд смешных и юмористических), а также тотемные. Шаманские маски олицетворяли духов стихий, мест и неодушевленных предметов, либо души людей или животных, которых шаман стремился подчинить своей воле, чтобы стать еще более могущественным.

Эскимосы верили, что во владельца непостижимым образом вселялся дух маски, которую он носил. Использование масок сократилось после прихода белого человека, поскольку некоторые обычаи, связанные с ними, канули в прошлое. В этом отношении влияние христиан было незначительным, но разрушительным.

Сегодня такие экономические факторы, как открытие рудников и строительство Трансаляскинского нефтепровода, открывают для аборигенов более прибыльные профессии, но подрывают вероятность выживания местных промыслов, дошедших до наших дней.

Плетение корзин в племенах Британской Колумбии

Территория Британской Колумбии, населенная различными племенами салишей, была одним из основных районов формирования искусства плетения корзин в Северной Америке. Женщины собирали сырье для своего ремесла в лесах и на болотах близлежащей местности, в том числе вещества для окрашивания трав, предназначенных для украшения. В этом регионе существовала давняя традиция изготовления корзин, так как кузовки, сумки и сетки всех видов были необходимыми инструментами людей, ведущих собирательский образ жизни.

По мере создания корзин мастера украшали их, используя два главных способа создания узора на разноцветных нитях. Самым простым из них было бисероплетение; гораздо более сложным методом была укладка внахлестку – техника, которая использовалась лишь в определенных районах и имела четкую территориальную локализацию типов узоров. Корзины, оформленные с помощью этих приемов, на иллюстрациях и репродукциях, как ни странно, выглядят почти одинаково. Плетение корзин было хорошо развито там, где сырья хватало в изобилии, а люди вели оседлый образ жизни. Кочевые племена часто приобретали корзины, давая взамен сушеное мясо, одежду и прочие ценные вещи, но даже эта практика ослабла после введения металлических горшков в качестве торговых товаров. Ремесленники использовали такие материалы, как кедровую кору, окрашенную в красный, желтый и черный цвета, натуральную и окрашенную траву и лыко черной осоки. Территориальные различия в цветовой гамме были обусловлены наличием или отсутствием необходимых красителей и материалов. Связь между цветом и стилем проявлялась лишь в редких случаях; основной целью мастера было создание контраста. Кроме того, они совсем не старались воспроизводить «естественные» цвета: так, пантеры изображались на корзинах черными, красными, белыми или вовсе пятнистыми. Однако существовали и исключения из этого правила: дождь, град и снег изображались строго определенными цветами. Натуральные пигменты со временем были заменены яркими промышленными красителями.

Узоры могли быть как традиционными, так и придуманными самим художником. Это привело к частому противоречию в интерпретации изображений. Иногда одна композиция имела множество названий, данных ей разными мастерами, или же одна и та же идея выражалась различными способами. Как правило, образы имели форму геометрических фигур, как того требовали принципы плетения и декорирования, хотя варианты сюжетов могли быть заимствованы и из природы. Традиционно, более древние рисунки имели строгие очертания, в то время как объекты позднего творчества созданы с помощью реалистичных линий с прицелом на торговлю с белыми людьми.

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages