Восточная часть Вудленда

Индейцы, населявшие восточный Вудленд, когда прибыли первые европейцы, приняли на себя тяжесть самых ранних и всех последующих волн вторжений, поселений и миграций. Вследствие этого, большая часть их изделий, выполненных из менее прочного материала, чем керамика, исчезла. Разбросанные остатки племен часто продолжали заниматься традиционными ремеслами, используя товары, приобретенные у белых людей. Они создавали привычные изделия, одновременно внося в них кардинальные изменения, навеянные европейской культурой, либо просто копировали стиль бледнокожих, ориентируясь на торговлю или продажу своей продукции.

Будучи основным материалом для заключения политических соглашений, а также обладая денежной стоимостью, вампум высоко ценился среди этих восточных племенам, поэтому многие выполненные из него изделия сохранились. Первоначально бусины изготавливались вручную из определенных ракушек, обычно белого и черного (на самом деле, фиолетового), а иногда и красного цвета. Каждый оттенок имел свое значение в сравнении с бусинами других цветов, но вне контекста они не обозначали ничего определенного. Производство вампума описано в самых ранних европейских трудах, посвященных индейским обычаям; таким пристальным вниманием он был, несомненно, обязан использованию в качестве валюты, нежели выполнению роли украшения. Оба эти вида применения были широко распространены на североамериканском континенте во время первого контакта с белыми людьми. Европейцы вскоре согласились принимать ракушки вместо денег в своей торговле с индейцами и были более чем рады отдавать в обмен всевозможные товары, поскольку позже могли, в свою очередь, покупать за них меха. Более того, вскоре они научились сами делать его с помощью более эффективных механических средств. В наше время лишь немногие сохранившиеся изделия из вампума являются подлинными изделиями индейцев, созданными до начала производства бусин на токарном станке.

В отношениях с индейцами использование вампума в качестве валюты для торговли и обмена было не только выгодным, но и удобным: примером тому является знаменитый плащ короля Филиппа, служивший ему в качестве носимой сокровищницы. Когда ему нужны были деньги, он отрезал от него кусочки или веревочки вампума с подола. Пояса из вампума также использовались для регистрации и хранения договоров, решений советов и соглашений; фактически ни одно постановление не считалось действительным, если не вручалось некое количество вампума. Некоторые из этих поясов, на которых записывались конкретные события, являлись мнемоническими, другие чисто символическими. Во время выступлений на собраниях отдельные предложения или фразы выделялись раздачей веревок с вампумом. Преподнесением пояса из вампума отмечалась лишь самая важная часть речи. Многие из таких поясов состоят из огромного количества бусин, чье количество иногда доходило до тысячи, и даже в этом случае они иногда оставались незавершенными. Некоторые пояса из вампума оставались во владении племен, которые их создали или получили на совете, до конца девятнадцатого века. Каждый год несколько бусин уничтожались в качестве жертвоприношений во время обязательных ритуальных обрядов. Когда колонисты начали чеканить монеты и печатать бумажные деньги, они перестали производить вампум для торговли; в то же время он стал забытым искусством и для индейцев. В результате, очень мало поясов, дошедших до наших дней, представляют собой законченное изделие.

Интересное по запросу  Юго-западные территории Северной Америки

Раковины разных видов были природным материалом, из которого различные племена, живущие на территории Великих озер, изготавливали бусины для украшения своей одежды, мокасин и различных бытовых предметов, однако традиционные, кропотливо обработанные ракушки были быстро заменены пригодным для торговли бисером. Многие из этих племен, такие как оджибве, чиппева, виннебаго и меномини, славились своей вышивкой бисером вплоть до конца девятнадцатого века. Изображения основывались как на национальных геометрических узорах, так и на изогнутых цветочных мотивах и образах живых существ, заимствованных из европейской швейной традиции, преподаваемой во франко-канадских женских монастырях. Большая часть сложных украшений из бисера нашивалась на одежду, предназначенную для различных религиозных церемоний и танцев. Вопреки обычаям многих других племен, чьи танцоры носили минимум убранства во время проведения обрядов, жители племен оджибве и меномини, в частности, были одеты в затейливые костюмы для танцев и расценивали пренебрежение одеждой как кощунство. Когда-то в племенах существовали строгие правила в отношении ношения украшений и нарядов; позже все они смешались и сгладились, что дало людям возможность свободно выражать личные предпочтения. Одежда, мокасины, подвязки, ожерелья и нарукавные повязки часто были обильно отделаны бисером, либо полностью из него сплетены, а ягдташ, сплошь покрытый разноцветными шариками, в то время был обычным делом. Подвязки были неотъемлемой частью танцевального костюма, поэтому состоятельный индеец мог надеть сразу дюжину расшитых охотничьих сумок. Поскольку ручная вышивка бисером была очень утомительным занятием, такие роскошные мешочки были очевидным проявлением богатства человека. Вышитые бусинами узоры на одежде, как правило, были проще, они пришивались непосредственно к ткани или коже, из которой она была сделана.

Интересное по запросу  Территория Великих равнин

Плетеные из бисера изделия создавались без опоры на какие-либо схемы, ремесленник полагался лишь на свою память и остроту зрения, чтобы узор ложился исключительно ровно, а новые элементы начинались там, где им положено быть. Типичными орнаментами для подвязок были ромбовидные, косоугольные и прямоугольные фигуры, а также виноградная лоза и извилины. Часто традиционные геометрические и натуралистические изображения, заимствованные из европейских источников, были объединены в одном объекте. Для бисероплетения этих племен была характерна традиционная цветовая символика, значение которой дошло и до нашего времени; однако когда привычные оттенки не были доступны, они заменялись другими цветами, что, тем не менее, не искажало общего смысла украшения.

В книгу также включены несколько примеров менее выдающихся видов искусств, таких как роспись по бересте, которая иногда служила узором для вышивания бисером, а также отделка торговых тканей шелковыми лентами.

В работу вошли два рисунка, иллюстрирующие легенды ирокезов об Атотаро, вожде племени онондага, а также его современнике Гайавате (шестнадцатый век). В предании качества последнего, однако, сильно контрастируют с отличительными чертами главного героя эпической поэмы Генри Лонгфелло. В конце девятнадцатого века это собрание фольклорных произведений и мифов было главным культурным памятником, оставшимся от некогда могущественных ирокезов.

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages